В индивидуальном выпуске комментария анализируются изменения в федеральном и региональном законодательствах по охране окружающей среды, охране труда, пожарной безопасности, промышленной безопасности, промышленной гигиене, а также муниципальные правовые акты применительно к конкретному предприятию.
ЭКОЗАКОН
АНАЛИТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К ОСНОВНЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ И СМЕЖНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВАХ
Для ЗАО «________________»
Договор № _______от «___» ______ 20__ г.
Июль 2010 г.
В этом выпуске опубликованы комментарии к следующим документам:
Федеральное законодательство
Законодательство Московской области
Законодательство Республики Татарстан
15. Приказ Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 30 апреля 2010 года № 294 «Об отмене приказа»
1. Указ Президента Российской Федерации от 23 июня 2010 года № 780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору»
Вновь Ростехнадзор становится подведомственным Правительству Российской Федерации, а не Минприроде России. Для подписчиков ЭКОЗАКОНа в Указе ключевым моментом является то, что функции Ростехнадзора в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы переданы Росприроднадзору.
2. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 июня 2010 года № 13 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации»
Наиболее интересно для ЗАО «______» будет изменение, внесенное в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». В постановление включены разъяснения, касающиеся наказания в виде приостановления деятельности юридического лица. Такое наказание назначается лишь в том случае, если менее строгое наказание не может обеспечить достижение его целей. При назначении этого наказания необходимо учитывать характер совершенных действий (бездействий) юридического лица, обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной угрозы жизни и здоровью людей, наступления техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию окружающей среды. Причем такие обстоятельства должны быть указаны судьей в постановлении по делу об административном нарушении.
В постановлении также обязан быть решен вопрос о конкретных мероприятиях, необходимых для обеспечения исполнения постановления. Такие мероприятия могут заключаться, например, во временном прекращении эксплуатации тех агрегатов, производственных участков, от которых исходит реальная угроза причинения вреда населению либо окружающей среде.
Полагаем, что судье будет проще из мер наказания выбрать штраф, чем формулировать вышеизложенное, поскольку для назначения штрафа достаточно доказать сам факт правонарушения, а для приостановления деятельности – еще и что «менее строгое наказание не может обеспечить достижение его целей». Последнее в 95 % случаев будет спорной качественной характеристикой, и при желании решение суда можно будет отменить в вышестоящих инстанциях.
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года № 1047-р (о перечне национальных стандартов и сводов правил)
Распоряжением утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". Перечень содержит, в частности:
- ГОСТ Р 22.1.12-2005 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования";
- ГОСТ Р 53778-2010 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния";
- отдельные пункты СНиП 2.09.03-85 "Сооружения промышленных предприятий";
- отдельные пункты СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве" и СНиП 12-04-2002 "Безопасность труда в строительстве".
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства»
Предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
Строительный контроль проводится:
- лицом, осуществляющим строительство (далее - подрядчик);
- застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее - заказчик).
Порядком определены контрольные мероприятия, проводимые подрядчиком и заказчиком (некоторые из них должны проводиться совместно заказчиком и подрядчиком).
В случае выполнения контрольных мероприятий совместно заказчиком и подрядчиком, подрядчик обеспечивает уведомление заказчика о дате и времени проведения этих мероприятий не позднее, чем за 3 рабочих дня. Если заказчик был уведомлен о контрольном мероприятии в установленном порядке и не явился, подрядчик вправе провести его в отсутствии заказчика. В таком случае подрядчик в течение 3 дней после завершения контрольного мероприятия обязан направить заказчику 1 копию акта, составленного по результатам контрольного мероприятия.
В приложении к Постановлению приведены нормативы численности работников заказчика, на которых возлагается обязанность по проведению строительного контроля. Также приведены нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета.
5. Письмо Минрегиона России от 15 июня 2010 года № 24099-РП/08 (о видах работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства)
Минрегион дает разъяснения относительно Приказа Минрегиона России от 30 декабря 2009 года № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (далее – новый приказ). Приказ вступает в силу с 1 июля 2010 года и вместе с тем утрачивает силу Перечень, утвержденный Приказом Минрегиона России от 9 декабря 2008 года № 274 (далее – старый приказ).
Поясняется, что организации вправе выполнять работы, указанные в свидетельстве, выданном на основании старого приказа и прямо предусмотренные новым приказом. Однако поскольку в новом приказе виды работ сформулированы в большинстве случаев в другой редакции, могут возникнуть трудности сопоставления видов работ старого и нового перечня.
В целях реализации нового приказа, в том числе в целях приведения видов работ в соответствие с новым перечнем, СРО должны осуществить следующие действия:
- проведение Общих собраний членов СРО;
- уведомление Ростехнадзора об изменении сферы деятельности СРО и о принятии новых требований к выдаче свидетельств о допуске;
- внесение изменений в свидетельства о допуске;
- получение решения Ростехнадзора о внесении сведений в государственный реестр об изменении сферы деятельности СРО в целях подтверждения от имени государства права выдавать свидетельства о допуске в соответствии с новым приказом.
Для установления соответствия видов работ старого и нового перечня предлагается применять Таблицу соответствия, приведенную в приложении к письму. Если вид работ, указанный в свидетельстве, соответствует виду работ нового перечня, для внесения изменения в свидетельство о допуске достаточно одного заявления, никаких иных документов не требуется.
6. Письмо Минрегиона России от 30 апреля 2010 года № 17906-ИП/08 (о допуске к работам по организации строительства)
По мнению Минрегиона России субподрядчик не может осуществлять работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, поскольку Гражданский кодекс Российской Федерации не регламентирует понятие «субподрядчик». В письме подчеркивается, что исполнителем работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта является юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), привлеченное застройщиком и имеющее статус генерального подрядчика. Генеральный подрядчик должен иметь свидетельство о допуске на данный вид работ («работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта…»), который включает в себя всю совокупность вопросов, связанных с обеспечением выполнения строительства, реконструкции, капитального ремонта, а не отдельные виды работ.
Таким образом, исключен вариант того, что генподрядчик не имеет свидетельство о допуске на организацию строительства и при этом нанимает субподрядную организацию, имеющую допуск на этот вид работ.
7. Федеральный закон от 31 мая 2010 года № 108-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Изменения касаются положений о предоставлении информации гражданам и организациям:
- неправомерный отказ в предоставлении информации, несвоевременное предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации теперь влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от одной до трех тысяч рублей;
- нарушение требований к организации доступа к информации о деятельности госоргана посредством сети Интернет влечет наложение штрафа от трех до пяти тысяч рублей;
- аналогичный штраф предусмотрен и за нарушение порядка предоставления информации, в том числе за незаконное взимание платы за предоставление информации.
8. Приказ Роспотребнадзора от 25 мая 2010 года № 190 «О Плане противодействия коррупции в Роспотребнадзоре на 2010-2011 годы»
Слегка в обновленном виде представлен План противодействия коррупции на 2009-2010 годы, утвержденный приказом Роспотребнадзора от 18 августа 2009 года № 587.
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 2010 года № 394 «Об органе по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия аппаратов, работающих на газообразном топливе, требованиям технического регламента о безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе»
Установлено, что полномочия по аккредитации указанных органов по сертификации и испытательных лабораторий осуществляет Ростехрегулирование.
10. Постановление Губернатора Московской области от 27 мая 2010 года № 60-ПГ «Об утверждении перечня центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора)»
Перечень позволяет упорядочить количество центральных исполнительных органов Московской области, осуществляющих региональный государственный контроль в различных областях и разграничить функции контроля между ними.
11. Закон Республики Татарстан от 16 мая 2010 года № 20-зрт «О внесении изменений в Экологический кодекс Республики Татарстан»
Законодательная база республики приводится в соответствие с федеральным законодательством. Из формулировок Экологического кодекса исключено слово «природная», введены положения относительно отчетности по отходам для малого и среднего бизнеса. Исправлены требования относительно транспортирования отходов, теперь они относятся к отходам I-IV класса опасности.
12. Приказ Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 23 марта 2010 года № 212 «Об утверждении административного регламента»
Зарегистрировано в Минюсте РТ 12 мая 2010 года № 850
Приказом утвержден Административный регламент Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за охраной атмосферного воздуха, за исключением контроля на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, в том числе государственного контроля за платой за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ.
13. Приказ Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 13 апреля 2010 года № 259 «О внесении изменений в порядок определения размера взыскания за вред, причиненный земельным ресурсам и растительности»
Зарегистрировано в Минюсте РТ 21 мая 2010 года № 856
Установлено, что расчет размера взыскания за вред, причиненный земельным ресурсам (почвам), определяется на основании сведений (справок) территориальных отделов Управления Росреестра по РТ (содержащих информацию о кадастровой стоимости, категории земель, разрешенном использовании и правообладателе земельного участка), предоставленных по запросу Министерства (с указанием точного адреса земельного участка и/или его кадастрового номера).
14. Приказ Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 30 апреля 2010 года № 293 «О внесении изменений в административные регламенты»
В соответствие с действующим законодательством приведен Порядок обжалования действий (бездействия), осуществляемых в ходе предоставления государственной услуги в следующих регламентах:
- "Административный регламент предоставления государственной услуги по согласованию планов природоохранных мероприятий, планов мероприятий по снижению выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду для достижения нормативов предельно-допустимых выбросов и предельно-допустимых сбросов со сроками поэтапного достижения предельно-допустимых выбросов и предельно-допустимых сбросов", утвержденный приказом от 09.03.2010 г. № 156;
- "Административный регламент предоставления государственной услуги по рассмотрению и согласованию планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов", утвержденный приказом от 09.03.2010 г. № 169;
- "Административный регламент по согласованию планов мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий", утвержденный приказом от 09.03.2010 г. № 170;
- "Административный регламент предоставления государственной услуги по лицензированию права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения", утвержденный приказом от 09.03.2010 г. N 171.
15. Приказ Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 30 апреля 2010 года № 294 «Об отмене приказа»
Зарегистрировано в Минюсте РТ 14 мая 2010 года № 851
Признан утратившим силу приказ Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 09 марта 2010 года № 155 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по согласованию отчетов о выделении и поглощении парниковых газов".
16. Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 7 июня 2010 года № 434 «О реализации в Республике Татарстан положений Федерального закона от 27.12.2002 № 184-фз «О техническом регулировании»
На 2010 год утвержден план мероприятий по реализации в Республике Татарстан положений данного закона.