Стандартный комментарий ЭКОЗАКОН - Пример

ЭКОЗАКОН

АНАЛИТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К ОСНОВНЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ И СМЕЖНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВАХ

Май 2010 г.

В этом выпуске опубликованы комментарии к следующим документам:

1. Приказ Минприроды России от 16 февраля 2010 года № 30 «Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)»

2. Приказ Минприроды России от 25 февраля 2010 года № 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»

3. Федеральный закон от 26 апреля 2010 года № 66-ФЗ «О внесении изменения в статью 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

4. Приказ Минрегиона России от 30 декабря 2009 года № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2010 года № 215 «Об утверждении правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)»

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 235 «О внесении изменений в положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»

7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2010 года № 16 «Об утверждение ГН 1.2.2583-10 «Гигиенические нормативы содержания пестицидов в объектах окружающей среды, дополнение № 13 к ГН 1.2.1323-10»

8. Приказ Ростехнадзора от 12 марта 2010 года № 152 «Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, издаваемых федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору»

9. Приказ Ростехнадзора от 25 февраля 2010 года № 109 «О признании утратившим силу Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16 мая 2007 года № 341а»

10. Приказ Роспотребнадзора от 9 апреля 2010 года № 130 «О создании системы учета результатов деятельности Роспотребнадзора по государственному контролю (надзору)»


1. Приказ Минприроды России от 16 февраля 2010 года № 30 «Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)»

Зарегистрирован в Минюсте России 20 апреля 2010 года № 16938.

Приказ утвердил, наконец, тот самый уведомительный порядок, который так долго ожидали экологи предприятий малого и среднего бизнеса, а также проверяющие их чиновники (см. статью «Как малому бизнесу теперь платить за отходы?» на сайте www.ecozakon.ru), а также определил, что отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (далее – Отчетность) за 2009 год должна быть представлена в территориальные органы Ростехнадзора до 1 июля 2010 года. Утвержденный данным приказом Порядок содержит перечень сведений, которые обязательно должны быть отражены в представляемой Отчетности. К наиболее существенным требованиям к составу Отчетности относится:

- представление сведений о балансе масс образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, размещенных отходов за отчетный период, включая информацию о классе опасности отходов и коды отходов по федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО).

Вероятно, эти сведения должны будут представляться в таблицах, аналогичных таблицам стандартного «Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (ПНООЛР).

Скорее всего, для составления Отчетности, малым и средним предприятиям в ряде случаев потребуется определять класс опасности отходов посредством анализа их компонентного состава или при помощи биотестирования, так как процедура установления класса опасности отходов не изменилась.

Новый документ не создал логической взаимосвязи между получением лимита на отходы и представлением Отчетности. В результате, вопрос о плате за сверхлимитные отходы остается в том же состоянии, как описан в упомянутой статье «Как малому бизнесу теперь платить за отходы?» на сайте www.ecozakon.ru. Такое положение будет сохраняться до тех пор, пока не вступит в силу Приказ Минприроды России от 25 февраля 2010 года № 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (документ № 2 настоящего выпуска ЭКОЗАКОНа), которым определено, что лимиты устанавливаются по факту в соответствии с Отчетностью.

Порядок также предписывает Ростехнадзору разместить на своем официальном сайте "электронную версию оформления Отчетности и программное обеспечение для ее формирования". Однако срок, когда данная информация должна стать доступной, приказом не регламентирован.

До тех пор, пока на официальном сайте Ростехнадзора не представлены вышеупомянутые материалы, у предприятия есть выбор – подать Отчетность, содержащую сведения, указанные в Порядке, но в произвольном оформлении, либо не подавать Отчетность вовсе, мотивируя тем, что Ростехнадзор не представил требуемую информацию. Первое предпочтительнее, т.к. сдача Отчетности предприятиями предписана напрямую, и в суде намного легче оспорить претензии к подготовленной Отчетности, чем доказывать, что Отчетность не была подготовлена по вине Ростехнадзора, который не опубликовал образцы документов.

Полагаем, что Отчетность будет выглядеть как сокращенный ПНООЛР - без подробного описания деятельности юридического лица, расчетов нормативов образования отходов и карты-схемы предприятия.

Исходя из вышесказанного, компания ЭКОТИМ предлагает оформлять Отчетность в виде, максимально приближенном к ПНООЛР, так как эта форма привычна глазу чиновников, а случае судебного разбирательства, шансы на успех будут значительно выше.

Санкции за непредставление Отчетности – ст. 8.2 КоАП РФ (для юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток) плюс плата за отходы в пятикратном размере. Привлечение к ответственности конечно можно оспорить, и компания ЭКОТИМ готова представлять ваши интересы в суде.

Но своевременно подготовить Отчетность проще и дешевле.

Стоимость подготовки Отчетности специалистами компании ЭКОТИМ (включая взаимодействие с Росприроднадзором) - от 5000 руб.

Также в компании ЭКОТИМ можно приобрести Комплект материалов для самостоятельного составления Отчетности.

Стоимость Комплекта материалов - 100 руб.

2. Приказ Минприроды России от 25 февраля 2010 года № 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»

Зарегистрирован в Минюсте России 2 апреля 2010 года № 16796.

Приказ вступает в силу со дня вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. № 461 "О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".

Действие утвержденного им Порядка не распространяется на вопросы обращения с радиоактивными отходами, биологическими отходами и отходами лечебно-профилактических учреждений.

Основные изменения по сравнению со старым Порядком таковы:

- установлено, что требования Порядка не распространяются на субъекты малого и среднего предпринимательства. Добавлен абзац про уведомительный порядок представления отчетности для таких субъектов, который должен быть утвержден Минприродой России (см. документ № 1 настоящего выпуска ЭКОЗАКОНа);

- установлено, что лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов;

- прописано, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Ростехнадзора;

- к требуемым документам добавлен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение;

- установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, в результате которой образуются отходы на территории городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, представляют заявление и документы в территориальные органы Ростехнадзора по месту предполагаемого размещения отходов.

3. Федеральный закон от 26 апреля 2010 года № 66-ФЗ «О внесении изменения в статью 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Ранее только внеплановая выездная проверка субъектов малого и среднего предпринимательства согласовывалась с прокуратурой. Теперь это требование распространяется в отношении всех юридических лиц без исключения.

4. Приказ Минрегиона России от 30 декабря 2009 года № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»

Зарегистрирован в Минюсте России 15 апреля 2010 года.

Приказ мало что изменил в судьбе предприятий, занятых в проектировании и строительстве. Необходимость вступления в СРО по большому перечню работ сохранена. Правда, убрана оговорка про индивидуальных предпринимателей, которая предписывала им выполнять работы по инженерным изысканиям, строительству, реконструкции, капитальному ремонту только с привлечением наемных работников.

В утвержденном приказом Перечне более подробно прописаны виды работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации. Указаны не только общие виды изысканий, но и перечислено, какие конкретно работы в них включаются. Например, установлено, что работы в составе инженерно-экологических изысканий включают:

- инженерно-экологическую съемку территории;

- исследования химического загрязнения почвогрунтов, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, источников загрязнения;

- лабораторные химико-аналитические и газохимические исследования образцов и проб почвогрунтов и воды;

- исследования и оценку физических воздействий и радиационной обстановки на территории;

- изучение растительности, животного мира, санитарно-эпидемиологические и медико-биологические исследования территории.

В перечень видов работ по подготовке проектной документации включены "Работы по подготовке проектов мероприятий по охране окружающей среды".

Также в Перечень добавлены виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту.

Исключена оговорка, что «Перечень не распространяется на работы по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов, указанных в части 2 статьи 49 Градостроительного Кодекса РФ», т.е. тех объектов, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2010 года № 215 «Об утверждении правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)»

Правила разработаны в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Установлено, что при подготовке доклада могут использоваться данные социологических опросов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля проводятся проверки. Готовые доклады предоставляются в Министерство экономического развития Российской Федерации до 15 марта года, следующего за отчетным.

Сведения, содержащиеся в докладах, являются открытыми и общедоступными. Они подлежат размещению на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

В приложении представлен перечень сведений, которые должны быть включены в доклад.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 235 «О внесении изменений в положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»

В состав проектной документации включен раздел «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов». Постановление вступает в силу с 1 мая 2010 года.

7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2010 года № 16 «Об утверждении ГН 1.2.2583-10 «Гигиенические нормативы содержания пестицидов в объектах окружающей среды, дополнение № 13 к ГН 1.2.1323-10»

Зарегистрировано в Минюсте России 2 апреля 2010 года № 16801.

Гигиенические нормативы вводятся в действие с 15 мая 2010 года. Утверждены в том числе ПДК/ОДК в почве, ПДК/ОДУ в воде водоемов, ПДК/ОБУВ в воздухе рабочей зоны и в воздухе атмосферы для 23 наименований веществ (пестицидов).

8. Приказ Ростехнадзора от 12 марта 2010 года № 152 «Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, издаваемых федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору»

Зарегистрирован в Минюсте России 13 апреля 2010 года № 16882.

Согласно Порядку проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, издаваемых Ростехнадзором:

- экспертизе подлежат НПА, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина; устанавливающие правой статус организаций; имеющие межведомственный характер;

- заключение экспертизы, подготавливаемое Юридической службой, носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению соответствующим структурным подразделением - разработчиком проекта нормативного правового акта;

- структурное подразделение готовит предложения по устранению выявленных в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов и направляет их Руководителю Службы.

9. Приказ Ростехнадзора от 25 февраля 2010 года № 109 «О признании утратившим силу Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16 мая 2007 года № 341а»

Зарегистрирован в Минюсте России 1 апреля 2010 года № 16778.

В целях приведения нормативной базы Ростехнадзора в соответствие с действующим законодательством признан утратившим силу Приказ Ростехнадзора от 16 мая 2007 года № 341а «О Порядке проведения независимой экспертизы проектов административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг, разработку которых осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, и отбора организаций, осуществляющих их независимую экспертизу».

10. Приказ Роспотребнадзора от 9 апреля 2010 года № 130 «О создании системы учета результатов деятельности Роспотребнадзора по государственному контролю (надзору)»

Для создания системы учета мероприятий по контролю и оценке эффективности деятельности Роспотребнадзора по государственному контролю предусмотрены следующие сроки:

- с 12 апреля 2010 года необходимо обеспечить внесение в информационную базу учета проверок и их эффективности сведений о проверках и результатах проверок, проведенных управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, территориальными отделами, в электронном виде не позднее 48 часов с момента подписания акта проверки;

- в срок до 21 мая 2010 года внести в информационную базу учета проверок и их эффективности сведения обо всех проверках и мероприятиях по контролю, проведенных управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации за период с 11 января 2010 года по 12 апреля 2010 года.

Приказ не регламентирует вопрос о том, будут ли представлены сведения из системы учета в открытом доступе.