Полномочия территориальных органов Росприроднадзора

А.Г. Дудникова ООО «ЭКОТИМ»

Комментарий к приказам Минприроды России от 30 марта 2011 г. № 187 и № 188 об утверждении Типовых положений о территориальных органах Росприроднадзора по федеральному округу и субъекту Федерации.

Согласно п. 9.9 разд. IX Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утверждённого постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452, Минприроды России утвердило Типовое положение о территориальном органе Росприроднадзора по федеральному округу (приказ от 30 марта 2011 г. № 188) и Типовое положение о территориальном органе Росприроднадзора по субъекту Федерации (приказ от 30 марта 2011 г. № 187). Действовавшие ранее соответствующие Типовые положения утратили силу.

Оба приказа зарегистрированы в Минюсте России 27 апреля 2011 г., № 20611 и № 20612 соответственно.

Какими могут быть последствия для природопользователей в связи с выходом этих приказов? Как правило, природопользователи не руководствуются в своей деятельности документами о госорганах, но так как Типовые положения проходят регистрацию в Минюсте России, значит, они могут содержать нормы права, обязательные для исполнения, в том числе и природопользователями.

Посмотрим, какую пользу может извлечь из текстов приказов природопользователь?

Типовые положения конкретизируют полномочия, данные государственному органу вышестоящими нормативными правовыми актами (указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, федеральными законами), раскрывают права и обязанности госоргана.

Так, в связи с передачей полномочий от Ростехнадзора Росприроднадзору (Указ Президента РФ от 23 июня 2010 г. № 780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору») возникла необходимость в издании новых приказов, регулирующих деятельность Росприроднадзора. В административном праве, в отличие от гражданского, разрешено только то, что разрешено, и если в полномочиях госоргана или в его правах и обязанностях какой-то аспект не прописан, госорган не вправе предпринимать какие-то действия в данном направлении.

Итак, территориальный орган Росприроднадзора по федеральному округу согласно новому Типовому положению:

осуществляет контроль и надзор:

  • в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также среды их обитания;
  • в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения;
  • за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; за использованием и охраной водных объектов (федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов);
  • за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных норм и стандартов в области морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе;
  • за рациональным использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе;
  • за соблюдением требований законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов);
  • за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (государственный лесной контроль и надзор) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;
  • за исполнением органами государственной власти субъектов Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий;
  • за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, не отнесённых к водным биологическим ресурсам, в том числе в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий;
  • за расходованием средств, предоставляемых на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, осуществляемых за счёт субвенций из федерального бюджета, в пределах своей компетенции;
  • осуществляет государственный земельный контроль в пределах своих полномочий;
  • осуществляет государственный пожарный надзор в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;
  • осуществляет охрану водных биологических ресурсов, занесённых в Красную книгу РФ, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
  • участвует в ведении Красной книги РФ;
  • участвует в ведении государственного учёта объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух;
  • участвует в ведении государственного кадастра отходов и государственного учёта в области обращения с отходами, а также проводит работу по паспортизации отходов I–IV классов опасности;
  • осуществляет функции получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и реализацию возложенных на него функций;
  • осуществляет в порядке, установленном законодательством, администрирование поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в установленной сфере деятельности;
  • обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
  • организует приём граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством срок;
  • обеспечивает мобилизационную подготовку территориального органа;
  • организует профессиональную подготовку работников территориального органа, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
  • осуществляет в соответствии с законодательством работу по комплектованию, хранению, учёту и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности территориального органа;
  • взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
  • в установленном законодательством порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд территориального органа, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;
  • выдаёт лицензии юридическим и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, входящих в состав соответствующего федерального округа, один и тот же вид хозяйственной или иной деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I–IV классов опасности;
  • осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в территориальном органе;
  • выдаёт заключения о соответствии экологическим нормам и требованиям производственных и складских помещений организаций, осуществляющих деятельность, связанную с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в случаях, предусмотренных федеральным законом;
  • осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Стоит обратить внимание на последний абзац перечисленных полномочий – если какое-то полномочие прямо не прописано в вышеизложенном тексте, то следует обратиться к соответствующим федеральным законам и трактовать изложенные нормы в совокупности.

Как различаются полномочия территориальных органов Росприроднадзора по субъекту Федерации и по федеральному округу?

Территориальный орган по субъекту Федерации не осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных норм и стандартов в области морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе; за рациональным использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе; не осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в территориальном органе; не направляет в Росприроднадзор предложения по ограничению, приостановлению или запрещению использования объектов животного мира. По всем перечисленным вопросам надо идти в территориальный орган по федеральному округу.

При этом территориальный орган Росприроднадзора по субъекту Федерации имеет следующие полномочия, отличные от территориального органа по федеральному округу:

  • осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Федерации переданных полномочий в области государственной экологической экспертизы;
  • согласовывает порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, определяемый юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, по объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю;
  • по поручению руководителя Росприроднадзора организует и проводит в порядке, установленном законодательством, государственную экологическую экспертизу федерального уровня;
  • выдаёт лицензии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории одного субъекта Российской Федерации один и тот же вид хозяйственной или иной деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I–IV классов опасности на территории соответствующего субъекта Федерации (на территории двух и более субъектов Федерации, расположенных в пределах одного федерального округа, соответствующую лицензию выдаёт территориальный орган по данному федеральному округу);
  • выдаёт в установленном порядке разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ) и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух;
  • утверждает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
  • организует приём и рассмотрение отчётности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы;
  • устанавливает нормативы на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • сам ведёт (а не участвует, как территориальный орган по федеральному округу) государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух; государственный кадастр отходов и государственный учёт в области обращения с отходами.

В остальном типовые положения территориальных органов идентичны.

Права территориального органа Росприроднадзора:

  • организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок;
  • запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесённым к его компетенции;
  • давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесённым к его сфере деятельности;
  • привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесённых к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, учёных и специалистов;
  • применять предусмотренные законодательством меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, в целях пресечения фактов нарушения законодательства;
  • приостанавливать использование лесов в пределах полномочий в соответствии с федеральными законами;
  • создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
  • направлять в Росприроднадзор предложения по ограничению, приостановлению или запрещению использования объектов животного мира на определённых территориях и акваториях в пределах полномочий в соответствии с федеральными законами;
  • должностные лица территориального органа для осуществления своих полномочий имеют право направлять в судебные инстанции, органы прокуратуры, органы внутренних дел, органы Федеральной налоговой службы и иные государственные органы материалы о выявленных в результате проверок нарушениях, заявлять в установленном законом порядке иски о возмещении ущерба (вреда), причинённого окружающей среде в установленной сфере деятельности.

Организация деятельности территориального органа Росприроднадзора.

Территориальный орган возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности министром природных ресурсов и экологии РФ по представлению руководителя Росприроднадзора в установленном законодательством порядке.

Руководитель территориального органа организует его деятельность и несёт персональную ответственность за выполнение территориальным органом возложенных на него полномочий.

Руководитель территориального органа имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем Росприроднадзора.

Руководитель территориального органа:

  • распределяет обязанности между своими заместителями;
  • организует учёт исполнения смет доходов и расходов по бюджетным и внебюджетным средствам в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
  • издаёт организационно-распорядительные акты в установленной сфере деятельности;
  • назначает на должность и освобождает от должности работников территориального органа, определяет их должностные обязанности;
  • принимает решения о выплате премий, надбавок к должностному окладу, материальной помощи, награждении, поощрении и дисциплинарном взыскании работников территориального органа;
  • утверждает по согласованию с Росприроднадзором в пределах, установленных Росприроднадзором, предельной численности работников и фонда оплаты труда штатное расписание;
  • решает в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе вопросы, связанные с прохождением работниками территориального органа государственной службы;
  • без доверенности представляет интересы территориального органа в судах, органах государственной власти и других организациях, распоряжается денежными средствами и имуществом территориального органа в порядке, установленном законодательством, заключает договоры, выдаёт доверенности;
  • несёт персональную ответственность за обеспечение режима секретности, а также за сохранность сведений, составляющих государственную тайну, в том числе в случае изменения функций, формы собственности, при ликвидации организации или прекращении проведения секретных работ;
  • осуществляет оперативное управление имуществом территориального органа в соответствии с законодательством.

План контрольно-надзорной деятельности территориального органа утверждает Росприроднадзор.

Финансирование расходов на содержание территориального органа осуществляется за счёт средств, предусмотренных в федеральном бюджете на государственное управление.

Территориальный орган является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим полным наименованием, лицевые счета в органах Федерального казначейства, открытые в установленном порядке, обособленное имущество, закрепленное за ним в оперативном управлении, выступает в качестве истца, ответчика и третьего лица в суде, арбитражном и третейском судах.

Следует обратить внимание на тот факт, что территориальный орган является самостоятельным юридическим лицом, соответственно он сам является ответчиком по своим обязательствам и по исполнению надзорных функций. Например, если инспектор территориального органа вынес постановление, которое вы решили обжаловать в суде, заинтересованным лицом (ответчиком) следует указывать данный территориальный орган.

Образование территориального органа, а также его реорганизация или упразднение осуществляются в порядке, установленном законодательством, на основании Схемы размещения территориальных органов, утверждаемой Минприроды России.

Местонахождение территориального органа указывается уже в конкретном (не типовом) положении о территориальном органе. Но в остальном конкретное Положение должно полностью соответствовать Типовому положению.

Статья опубликована

"Экология Производства" № 7 июль 2011 года.

 


Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/ecozakon/ecozakon.ru/docs/index.php:88) in /home/ecozakon/ecozakon.ru/docs/index.php on line 89

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/ecozakon/ecozakon.ru/docs/index.php:88) in /home/ecozakon/ecozakon.ru/docs/index.php on line 90