Новое в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях

А.Г. Дудникова ООО «ЭКОТИМ»

Комментарий к федеральным законам от 23 июля 2010 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"» и от 27 июля 2010 г. № 239-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

За пять июльских дней в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) внесены изменения двумя федеральными законами. И это не рекорд. В истории Кодекса были случаи, когда два закона с поправками принимались в один день. А всего в КоАП РФ, с момента его выхода в 2001 г., внесено 150 изменений и добавлений различными федеральными законами и одним постановлением Конституционного суда РФ.

В этот раз изменения внесены не только в Особенную часть (разд. 2), как это случается регулярно, когда меняются суммы штрафов или появляются новые виды правонарушений, но и в Общие положения (разд. 1), содержащие принципы и основы административного законодательства.

Первые поправки (от 23 июля 2010 г.) в целом посвящены вопросам промышленной безопасности, вторые поправки (от 27 июля 2010 г.) укрепили позиции и расширили возможности наказания в виде предупреждения и позволили штрафовать самих проверяющих.

Итак, согласно Федеральному закону «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"» административное приостановление деятельности теперь может назначаться не только судьёй, но и государственным органом (должностным лицом).

Давность административного правонарушения в сфере промышленной безопасности увеличена с двух месяцев до года. Это означает, что постановление по делу об административном правонарушении в сфере промышленной безопасности не может быть вынесено по истечении года со дня совершения правонарушения. Ранее оно не могло быть вынесено уже спустя два месяца со дня совершения правонарушения.

Изменения Особенной части привели к увеличению суммы штрафа за нарушения требований промышленной безопасности (в 10 раз для должностных и юридических лиц). К должностным лицам теперь применима также дисквалификация на срок до 2 лет. При грубом нарушении штраф для юридического лица может составить 1 млн руб. Предприниматель без образования юридического лица (ПБОЮЛ) по суммам штрафа приравнен к юридическому лицу.

Статья 19.5 дополнена частью 11 «Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений». Здесь также ПБОЮЛ приравнен к юридическому лицу. Максимальный штраф для юридического лица составляет 700 тыс. руб.

Срок временного приостановления деятельности теперь может превышать 5 суток. Административное расследование можно проводить и в отношении правонарушителей в сфере промышленной безопасности.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении.

13 августа 2010 г. вступили в силу изменения, утверждённые Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 239-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Для ряда административных правонарушений добавлена мера ответственности в виде предупреждения. Эта мера ответственности существовала и ранее, но сама дефиниция не была раскрыта законодателем.

Теперь однозначно определено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В части нарушения законодательства в области охраны окружающей среды теперь могут повлечь предупреждение в том числе следующие виды нарушений:

- несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов;

-   нарушение законодательства об экологической экспертизе;

-   нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств;

-  эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума;

-   нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных.

Например, если несоблюдение экологических требований выразилось в неполучении разрешительной документации, но при этом нормативы допустимого воздействия на окружающую среду превышены не были, т.е. не был нанесён вред окружающей среде, за эти действия сначала следует предупреждение.

В 2 раза возросла сумма штрафа за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей (ч. 1 ст. 19.4).

Также теперь и сами штрафующие могут быть оштрафованы – КоАП РФ дополнен ст. 19.6.1 «Несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора) требований законодательства о государственном контроле (надзоре)». Должностное лицо (инспектор) может быть привлечено к административной ответственности за:

-   проведение проверки при отсутствии оснований для её проведения;

-   нарушение сроков проведения проверки;

-   отсутствие согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры;

-  проведение проверки без распоряжения (приказа) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора);

-   непредставление акта о проведённой проверке;

-  привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан или организаций;

-   проведение плановой проверки, не включённой в ежегодный план проведения плановых проверок.

Для того чтобы инспектор был привлечён к административной ответственности, необходимо пожаловаться на него в прокуратуру, а не в госорган, так как именно прокурор может возбуждать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.6.1. Суд выносит постановления по этим делам. Госорган может привлечь своего сотрудника только к дисциплинарной ответственности.

Скорректированы полномочия должностных лиц надзорных органов, установленные гл. 23 и ст. 28.3, 28.4.

В связи с внесёнными в КоАП РФ изменениями Роспотребнадзор выпустил письмо от 11 августа 2010 г. № 01/11739-0-32. Письмо, по сути, повторяет положения закона, которые затрагивают интересы Роспотребнадзора, но читать его удобнее, чем закон.

Письмо обращает внимание сотрудников Роспотребнадзора на появление ст. 19.6.1, позволяющей штрафовать самих проверяющих, в том числе и должностных лиц Роспотребнадзора.

Вторая часть письма сообщает о появлении ст. 19.7.5-1, устанавливающей ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за непредставление уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности в случае, если представление такого уведомления является обязательным. Разъясняется, что данный состав правонарушения является специальным по отношению к общему составу, предусмотренному ст. 19.7 КоАП РФ, и устанавливает повышенную ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за указанные выше нарушения.

Третья часть письма посвящена предупреждению, перечислены статьи, в которые включено предупреждение и в которых предупреждение было предусмотрено ранее и которые касаются Роспотребнадзора.

Отмечено увеличение штрафных санкций в ст. 19.4.

Последним пунктом указано, что из компетенции Роспотребнадзора исключено рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ (касается контрольно-кассовой техники, т.е. это сфера защиты прав потребителей).

Статья опубликована:

"Экология производства" № 11 ноябрь 2010 года.